С началом военного конфликта на Украине проправительственные СМИ России резко нарастили объёмы агрессивного контента — открытых оскорблений и подстрекательств к насилию против «враждебных» стран, оппозиции, мигрантов, ЛГБТ-сообщества и сторонников так называемых «нетрадиционных ценностей». Таковы данные анализа, проведённого «Новой газетой Европа».
Согласно исследованию, 66% материалов об оппозиции после февраля 2022 года отличались негативной окраской. Объём агрессивных высказываний вырос в 1,8 раза. В военный период каждый пятый публикуемый материал содержал элементы ненависти.
Аналогичная тенденция прослеживается в освещении тем ЛГБТ и «нетрадиционных ценностей»: уровень агрессивной риторики повысился в 1,7 раза, а общий негативный тон характерен для 59% публикаций. Каждая десятая запись включает оскорбительные высказывания или призывы к ущемлению прав.
Волна ненависти к мигрантам активизировалась во второй половине 2023 года, и к 2024-му показатель агрессивных высказываний превысил довоенный уровень в 1,8 раза. Сейчас 31% материалов о мигрантах имеет негативную окраску, а каждая двадцатая публикация содержит откровенные призывы к дискриминации.
В анонимных и личных Z-каналах уровень агрессивного контента почти впятеро выше, чем в официальных СМИ, а доля негативных постов вдвое больше. При этом даже в государственных медиа («Царьград», «Звезда», RT) отчётливо прослеживается аналогичная тенденция к росту.
Усиление агрессивной риторики часто синхронизировалось с волнами репрессий или подготовкой дискриминационных инициатив — например, антимигрантскими рейдами или криминализацией ЛГБТ. По мнению аналитиков, подобные «кампании ненависти» позволяют властям переключать общественное недовольство с войны и социальных проблем на уязвимые группы, неспособные дать отпор.